Жалоба
На бездействие Государственной инспекции труда в Иркутской области
Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.
В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый вправе защищать свои трудовые права и обязанности всеми не запрещёнными законом способами.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
К числу незапрещённых законом способов относится обращение работника, трудовые права и свободы которого нарушены, в орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации , граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации , государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации , государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
На сегодняшний день трудовая инспекция не реализовала свои права для восстановления нарушенных работодателем трудовых прав Вихорева А.И, в разъяснительном ответе от 09.12.2021 продемонстрировала полную некомпетентность. Прошу прокуратуру установить цели и намерения трудовой инспекции в умышленном умалчивании значимых фактов, искажения сути документов.
В своём заявлении в трудовую инспекцию в доказательство незаконности моего отстранения от работы я привел следующие доводы:
- Мною не был написан отказ от вакцинации. Более того, я желаю вакцинироваться, но согласно фз 157, ни от кого не могу добиться полной и достоверной информации о вакцинах и их последствиях. Получается, что я не вакцинирован не по своей вине. Но на это автор ответа не реагирует и отставляет без внимания.
- Нарушается моё право на охрану здоровья.
- Указываю, что препараты, не смотря на регистрацию, находятся в стадии клинических испытаний. Это утверждение тоже не находит отклика
- В данных обстоятельствах отстранение от работы необходимо считать принуждением, со всеми вытекающими последствиями для виновных.
- Указал, что мой трудовой договор не содержит обязанности участвовать в медицинских исследованиях
- Указал, что моя профессия не входит в перечень № 825.
- Просил провести проверку заявленных мною фактов.
Просьба Государственной инспекции труда в Иркутской области проигнорирована.
Большую часть ответ инспекции по труду содержит выдержки Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 марта 2021 г. № 14-2/10/В-2314 «О принуждении к вакцинации против новой коронавирусной инфекции педагогических и иных работников сферы образования.»
В пометке № 1 (ответ Гос. инспекции труда) указывается, что 15.10.3021 Постановление № 69 опубликовано на сайте Управления Роспотребнадзора по Иркутской области.
Но вступило ли в силу данное Постановление? Является ли публикация текста Постановления № 69 на сайте Роспотребнадзора официальной, пренебрегая Указ Президента РФ от 2 апреля 2014 г. N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации"?
В Постановлении № 69 речь идет о вакцинации граждан экспериментальными препаратами, так как вакцин, прошедших полный цикл этапов клинических испытаний, ещё не существует. Участие в клинических испытаниях - это добровольное право граждан. В ст.21 Конституции РФ сказано: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.»
Поэтому дальнейшие ссылки на ФЗ № 157(примечании № 1), ФЗ № 52 (прим. № 2, приказ Минздрава № 125н) не корректны на том основании, что они относятся к вакцинам, прошедших клинические испытания, имеющих сертификаты, доказавших свою эффективность, например, прививки от чумы, брюшного тифа и др.
В моей пометке № 2 ответа говорится: «Постановлением установлены категории граждан, подлежащие вакцинации против коронавирусной инфекции.»
Откуда взято это утверждение? Для чего искажается смысл Постановления? В Постановлении № 69 нет такой формулировки? Главсанврач установил категорию граждан, которым проводятся прививки по эпидемическим показаниям. Он зафиксировал этот факт. И только.
Прошу прокуратуру дать оценку в правомерности инспекции по труду искажать смысл содержания Постановления № 69.
Даёт ли Постановление № 69 Работодателю право отстранять меня от работы?
В пометке № 3 ответа меня, как слесаря-электрика по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов, посчитали в должности ведущего инженера средств радио и телевидения АПГ Усть-Кут, что говорит о шаблонности ответов, и выясняется, что никто в моё письмо не вчитывался.
Но отсутствие наших (ведущего инженера средств радио и телевидения и слесаря-электрика) профессий в перечне №825 не смутило А.В.Змачинскую и, как следствие, делает она вывод: «вопрос о признании приказа об отстранении Вас от работы в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 незаконным не является очевидным.»
Как это понимать? Игнорирование очевидных фактов? Или умышленное издевательство над логикой? Перечень №825 является закрытым.
Прошу Прокуратуру, используя свои полномочия, выяснить, в какие «игры» играет начальник отдела-главный государственный инспектор труда А.В.Змачинская. Вместо того чтобы защитить права работников начальник отдела-главный государственный инспектор труда А.В.Змачинская эти права умаляет.
В примечании № 6 говорится, «В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.
При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона № 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),
Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н), работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.»
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ). Однако неверно утверждение, что при этом не применяются все остальные нормы законодательства РФ. Более того, п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52 дает Главному санитарному врачу (наряду с объявлением прививок) полномочия по временному отстранению от работы лиц, которые могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. Однако эти полномочия в Постановлении главсанврача не реализованы.
В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок, гражданам или их отдельным группам, граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор статьи 10 и 11 Закона № 52-ФЗ).
Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.»
Предикат «обязательная» по отношению к вакцинации надо понимать прежде всего в смысле обязанности государства предоставить бесплатную возможность вакцинироваться группам граждан, указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача. Вакцинация в любом случае остаётся добровольной в силу п. 1 ст. 5 закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Добровольность вакцинации, в свою очередь, не отменяет ограничений, также установленных законом для отдельных видов работ и связанных с отказом от прививок. Причём, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан только от тех работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ определен Постановлением Правительства Р Ф от 15.07.1999 № 825, и в него входят работы, связанные с образованием, здравоохранением, работы в области сельского хозяйства, работы с животными и другие, конкретно и исчерпывающе поименованные в перечне. Данный перечень является закрытым.
С учётом требований указанных документов, последствия, предусмотренные п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в виде отказа в приёме или отстранения от работы, в связи с принятием Главным санитарным врачом по Иркутской области Лужновым Постановления № 69 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», — могут быть применены только:
- к отдельным категориям работников организаций здравоохранения (к тем категориям, которые указаны в Постановлении Правительства Р Ф от 15.07.1999 № 825),
- к работникам сферы образования,
- к работникам по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей как оказывающим услуги ЖКХ.
Таким образом, действующим законодательством трудовые права работников данных категорий ограничены, их реализация находится во взаимосвязи с вакцинацией, в том числе — по эпидемическим показаниям.
К работникам иных специальностей отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации применено быть не может в силу закона.
Также имеются разъяснения Заместитель прокурора района младший советник юстиции А.С. Прокопьев разъясняет:
В силу п.1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1988 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту – Закон №157-ФЗ) граждане имеют право отказаться от профилактических прививок. Отказ оформляется в письменной форме (п.3 ст. 5 Закона №157, п. 7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации)», то есть вакцинация на территории Российской Федерации является добровольной.
Работодатель согласно п. 2 ст. 5 Закона №157-ФЗ, абз. 8 ч.1 ст. 76 Трудового кодекса РФ отстраняет отказавшихся от получения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников только в случае, если их деятельность включена в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утв. постановление Правительства РФ от 15.07.1999 №825.
В вышеуказанный перечень включены, в том числе работы с больными инфекционными заболеваниями, с кровью и биологическими жидкостями человека, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, работы по отлову и содержанию безнадзорных животных, работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей и т.д.
В иных случаях, отстранение от работы сотрудников в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является неправомерным.
https://mr-suntarskij.sakha.gov.ru/prokuratura-suntarskogo-rajona/prokuror-razjasnjaet/2021god/prokuror-razjasnjaet-vaktsinatsija-ot-covid-19-objazatelna-ili-net
Аналогичный вывод делается и в разъяснениях письме Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32 говорилось как раз о работниках сферы образования, что согласуется с позицией о том, что отстранять можно сотрудников в тех отраслях, которые установлены постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 № 825.
Следовательно, работодатели большинства отраслей, поименованных в Постановлении главсанврача, не могут отстранить сотрудников от работы на основании статьи 76 ТК РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании вышеизложенного, в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации ,
ПРОШУ:
1. Рассмотреть мою жалобу по существу возникшей проблемы.
2. Провести проверку деятельности Государственной инспекции труда по Иркутской области по изложенным мною обстоятельствам:
а) на предмет нарушения моих трудовых прав,
б) на предмет неиспользования своих полномочий для устранения нарушений со стороны работодателя,
в) дать правовую оценку искажению смысла Постановления № 69
г) дать правовую оценку нежеланию инспекции по труду видеть очевидное несоответствие наших специальностей и внесённых в Перечень № 825
3.Прошу прокуратуру установить цели и намерения трудовой инспекции в умышленном умалчивании значимых фактов, искажения сути документов.
4. По результатам проведенной проверки принять меры по факту выявленных нарушений и виновных привлечь к ответственности.
5. На данную жалобу направить письменный ответ по вышеуказанному адресу.
Одновременно прошу прокуратуру ответить на сопутствующие вопросы:
- Вступило ли в силу данное Постановление № 69 и.о.Главного санитарного врача Иркутской области Лужного М.В.? Является ли публикация текста Постановления № 69 на сайте Роспотребнадзора официальной?
- Правильно ли моё толкование относящихся к вакцинации законов и нормативно-правовых актов? Допустимо ли применять эти законы в отношении экспериментальных вакцин, не прошедших полного цикла клинических испытаний?
|